ВОРОВСТВО: ГЛАВНОЕ - БЕЗ ПАНИКИ. В возрасте 4-6 лет, дети уже вполне различают свое и чужое, имеют понятие о личной собственности и личном пространстве. Но в этом же возрасте бывает трудно обуздать свои желания, и это приводит к воровству. Прежде, чем ругать, постарайтесь разобраться, что же происходит на самом деле. Может быть, ребенок копирует кого-то из взрослых, знакомых ему? Оглянитесь на своих близких и родителей друзей ребенка. Не приносит ли кто-то из них домой с работы полезные в хозяйстве вещи, да еще и рассказывает всем об этом… Выясните также, не поменял ли ребенок свою игрушку на чужую. Такие обмены популярны у детей, и если все мирно, в этом нет ничего страшного. Имейте ввиду, для детей не важно, сколько игрушка стоит. Если принесенная домой игрушка " живет " в детском саду и является общей, возможно, ребенок реализует свою давнюю мечту. Вернув игрушку, задумайтесь - внимательны ли вы к тому, в чем ваш ребенок нуждается. Я бы советовала не допускать ситуаций, когда длительное желание ребенка остается неудовлетворенным. От этого возникает напряжение и нервозность. Найдите удобный повод - день рождения, удачное выступление на празднике - и подарите ему то, о чем он страстно мечтает. Ну и , наконец, самый неприятный случай - когда принесенная игрушка принадлежит кому-то из детей. Постарайтесь понять тонкости отношений между вашим ребенком и хозяином игрушки. Что стоит за этим поступком - может быть, желание привлечь к себе внимание и подружиться? А, может, наоборот, пренебрежение к тому, кто занимает в группе позицию отверженного? Очень важно, как сам ребенок относится к происходящему : стыдно ли ему или он считает, что так и должно быть. Рассказал ли он обо всем сам, или спрятал игрушку. Если чувство вины отсутствует, ваша оценка должна быть резкой и определенной : пусть малыш почувствует, что вам не нравится его поведение, что вы удивлены, что он смог так поступить. Скажите, что он уже взрослый, знает о том, что это плохо, и вряд ли еще раз возьмет чужое. Если же ему стыдно, он знает, что поступил неправильно, то лучше не усиливать чувство вины. Расскажите, как переживает тот, кто лишился игрушки, и решите вместе, как вернуть взятое без лишних унижений. Нередко именно страх и невозможность исправить ситуацию делают ребенка малодушным. Не допускайте того, чтобы вашего малыша осудили публично. Не нужно настаивать на демонстративных извинениях Гораздо лучше организовать встречу двух детей, где решить все тихо и спокойно. Конечно, если такие случаи повторяются часто и сопровождаются другими странностями поведения, стоит посоветоваться с детским психологом и психоневрологом. Психологические причины, которые приводят к воровству, не всегда можно сразу понять. Но, независимо от них, нужно соблюдать несколько правил : 1. Ни в коем случае не навешивайте " уголовных " ярлыков на ребенка, не называйте его вором, не предсказывайте ему " плохую дорожку " и др. 2. Не сравнивайте его с другими детьми и с самим собой в детстве ( " в нашей семье такого отродясь не было " или " как я завидую другим родителям, которым не приходится стыдиться своих детей " ). 3. Не заставляйте ребенка, справедливости ради, отдавать лучшую игрушку. 4. Не переусердствуйте, обсуждая вину ребенка : иначе он будет скрывать от вас все проступки, которые считает стыдными. 5. Не возвращайтесь к тому, что было, когда будете недовольны им в следующий раз. И помните, что многие жизненные ситуации можно исправить, если делать это психологически грамотно. С.К.Нартова-Бочавер журнал "Наш малыш" |
|
ВЗРОСЛЫМ О ДЕТЯХ | |
ГЛАВНАЯ | |
|
|
|
|
ЕСЛИ ЧТО, ПИШИТЕ... | |