ДЕТИ-СОПЕРНИКИ
Многие дети мечтают о братике или сестричке -
идеальном товарище по играм, но в жизни между детьми редко царит согласие,
ведь каждому из них
нужно найти собственную роль.

*Многие думают, что семья, в которой лишь один ребенок,
неполна, и только с появлением второго в их доме
воцарятся настоящие идиллия и гармония. Но вместе с
новым малышом в семью приходит не только радость, но и
соперничество:*

Четырехлетнему мальчику сообщают, что у него скоро
родится сестренка. Хмуро выслушав маму с папой, сынок
спрашивает: <А что, разве вам мало меня?>. Другой
мальчик хочет узнать, почему у мамы такой большой
живот. Когда ему объясняют, что там растет ребеночек,
который скоро появится на свет, малыш заявляет: <Я его
съем>. Трехлетняя девочка навещает маму в роддоме. При
виде колыбели, в которой лежит ее новорожденный
братишка, девочка отворачивается. Родители заняты
беседой друг с другом. Тем временем девочка берет со
стола яблоко, подбрасывает его вверх и ловит. Еще раз
бросает вверх и ловит. Наконец, бросает его в третий раз, но
уже не ловит - яблоко падет в колыбельку рядом с головкой
новорожденного:
Такого рода <проказы> и непроизвольные изъявления
чувств, которые родители обычно склонны приписывать
случаю и детской неосторожности, - явление не такое уж
редкое. И сколько бы дети ни просили родителей завести им
братика или сестренку, не стоит обманываться и думать, что
с появлением нового малыша в семейных отношения
воцарятся гармония и согласие, - детям хочется поиграть в
<дочки-матери> с живой куклой, но едва ли они отдают
себе отчет в том, что эта <кукла> будет всерьез соперничать
с ними в борьбе за родительское внимание и заботу.
Многие родители решают завести второго ребенка из
опасений, что иначе у них вырастет некоммуникабельный
эгоцентрик. Ни протесты старших детей, ни даже
воспоминания о собственной ревности, порожденной в свое
время появлением в семье нового малыша, которому мать,
казалось, готова была посвящать все свое время, не могу
поколебать их убежденность: только с рождением второго
ребенка семья станет полной.
Рассказы о ссорах братьев и сестер, этом обыденном
атрибуте жизни семьи, пугают отцов и матерей не больше,
чем неоднократно описывавшиеся детские кризисы, - когда
первенец вдруг становится <трудным> ребенком, ни с того
ни с сего начинает страдать от бессонницы, страхов,
беспричинных болей в животе, раздражающей окружающих
рассеянности и даже от астмы.
Современные мамы и папы, уверенные, что в их семье
ничего подобного произойти не может, руководствуются
при этом простенькой воспитательной стратегией: ни один
из детей не должен почувствовать, что его предпочитают
другим или что к нему относятся иначе, чем к другому.
Однако современные исследования показывают, что
подобные установки бесперспективны: именно неравенство
в стенах родного дома может оказать решающее
воспитательное воздействие на развитие личности.
Психологи и антропологи все чаще сходятся между собой в
этом мнение - особенно после того, как американские
исследователи Дениз Дэниэлс и Роберт Пломин издали в
1987 году работу, произведшую настоящую революцию в
представлениях о детском развитии.
Они утверждают: внешние социальные и
экономические факторы - растет ли ребенок в семье
рабочих или служащих, воспринимает ли он собственный
дом, машину, дачу как нечто самой собой разумеющееся-
влияют на формирование всего лишь 5% личностных
характеристик. В то время как около 35 % формируется под
воздействием индивидуального, или, как еще говорят,
<непохожего> опыта. Именно из-за него каждый ребенок
развивается по-своему, двигаясь часто совсем в ином
направлении, чем его братья и сестры.
Дом родной совершенно не похож на бассейн с краской, из которого все детишки
выныривают
окрашенными, как автомобили, в один цвет. Скорее уж - на
совокупность нескольких микромиров. По мере взросления
у ребенка накапливается собственный, неповторимый опыт,
который отражается в особенностях его поведения и
индивидуальных чертах. При этом даже годовалые дети
воспринимают и пытаются осмыслить поведение тех, кто их
окружает. И их взгляд на вещи сильно отличается от
взглядов братьев или сестер.
Так что, по мнению Дэниэлса и Пломина, установка на
равенство в процессе воспитания вряд ли способна
привести к желаемым результатами. <Родительское
влияние, каким бы образом оно не проявлялось, ведет
скорее к появление различий, чем к унификации,> -
считают ученые.

*До поры первенец единолично владел вниманием
родителей. Но теперь у него появился конкурент, с
которым предстоит вести нелегкую борьбу за
<ограниченные ресурсы> - родительскую любовь*

к подобным же выводам приходят и другие
специалисты по детской психологии. В одном
американском исследовании был описан характерный
случай: родители стремились создать для двух своих
сыновей совершенно одинаковые стартовые возможности.
Их отправили в одну школу, где они посещали одинаковые
занятие, водили к одним и тем же врачам, на одни и те же
уроки музыки, спектакли и спортивные мероприятия. В
результате с точки зрения личностных характеристик
братья походили друг на друга ни чуть не больше, чем на
любого другого американского мальчика: Кажется,
совершенно ясно: детей в семье не следует стричь под одну
гребенку. Черты сходства, которые всегда охотно ищут в
них родственники, сами детей порой воспринимают как
провокацию и изо всех сил стараются проявить свою
непохожесть, свою индивидуальность. И особенно это
свойственно тем, кто действительно похож - напр,
однояцевым близнецам.
И все же многое говорит о том, что даже при
абсолютно искреннем (<на уровне сознания") желании
создать для своих детей равные условия родители все равно
относятся к ним по-разному. Матери самозабвенно
отдаются новорожденным - нередко за счет братишек и
сестренок <новенького>, которые сами только что вышил из
младенческого возраста. Исследования, проводившиеся в
таких семьях в течение нескольких лет, убедительно
показывают: матери одинаково ведут себя только с детьми
одного возраста. И пока мать изливает все запасы нежности
на прелестного новорожденного, рядом стоит ее трехлетняя
дочь и чувствует себя никому не нужной. Она болезненно
ощущает нераздельное единство матери и малыша, но
совершенно не помнит, как нежили и ласкали ее в саму в
этом возрасте.
Примерно также обстоит дело с воспоминаниями
юности. Старшие дети никогда не забудут, как сильно их
раздражал младшие, как за ними постоянно таскался
надоедливый малыш, который чуть что не так- громким
ревом звал маму. Но и воспоминания младших о тех
временах окрашены отнюдь не только в розовый цвет.
Весьма вероятно, что именно ставший брат, вызывавший у
малыша восхищение, или любимая старшая сестра
оказались первыми, кто его отверг и не упускал случая
показать, какой обузой он для них является. Взрослые люди
нередко с горечью рассказывают, как в детстве годами
добивались дружбы старших братьев, а то и просто
элементарного признания с их стороны. Самые тоники,
заметные только сами детям различия в отношении к ним
родителей и окружающих порой могу стать для них
настоящим ударом и надолго оттолкнуть братьев и сестер
друг от друга, каждого - в его собственный изолированный
микромир.
Но не нужно думать, что наличие брата или сестры -
это непременно <травмирующий> душу ребенка фактор. В
неизбежном неравенстве положения детей в семье есть и
позитивный момент. Это утверждает новейшая теория
американского историка Фрэнка Саллоуэя, вокруг которой с
момента ее обнародования в 1996 году не утихают горячие
споры в прессе. Он называет несколько основополагающих
причин, порождающих различия между детьми из одной
семьи.
Причина первая: в борьбе за ограниченные ресурсы,
какаовыми является родительская забота, перспективынм с
биологической точки зрения является выбор стратегии, как
можно более далекой от стратегии возможных
<конкурентов>.
Причина вторая: д6ти различаются уже потому, что
сам порядок их появления на свет порождает различия.
Старше ребенок или младше, сильнее он или слабее,
сообразительнее или наивнее, - все это оказывает влияние
на то, как он выражает свои желания и общается с миром.
Причина третья: родители невольно отдают
предпочтение первенцу, - ведь еще до того, как на свет
появился второй, они успели вложить в него немало любви,
времени и внимания.
Американского историка, начинавшего с изучения
биографии отца теории эволюции, подтолкнул к его долгим
исследованиям вопрос столь же простой, сколь и наивный:
почему Чарльз Дарвин стал тем Дарвином, которого знает
весь мир? <Дарвин был ничуть не более честолюбив или
образован, чем многие его современники. Его орфография
была просто ужасающей. И, тем не менее, за последние 500
лет не было человека, который оказал бы большее
воздействие на науку, чем он>. Разгадывая эту загадку,
Саллоуэй изучил биографии 6 566 выдающихся людей,
живших в последние пять столетий. И пришел к выводу:
великих ниспровергателей устоявшихся мнений и
авторитетов в конечном счете предназначила для <бунта>
сама очредность их появления на свет. <Порядковый
номер> ребенка в семье позволяет довольно точно
прогнозировать, будет ли он впоследствии придерживаться
консервативных, общепринятых взглядов или
неординарных, плыть по течению, что типично для
первенцев, или же, родившись младшим, пойдет наперекор
господствующих взглядам?.. соперничество и постоянная
борьба старших и младших детей определяет их жизненную
стратегию, их установки и суждения. Родителям,
решавшимся завести второго ребенка, следует быть
готовыми к тому, что они воспитают соперников.
<никто из нас не предназначен изначально быть
старшим или младшим ребенком, - проявляет
исследователь. - МЫ просто оказывается в одной из этих
ролей и должны извлечь максимум из своего положения>.
Н, согласно последним исследованиям, те, кто рос вместе с
сестрами и братьями, быстрее, чем единственные дети в
семье, понимают мысли ин намерения других людей. Даже
самые маленькие дети <быстро учатся быть непохожими на
конкурентов, что позволяет им занять собст нишу>.
Принцип, который Саллоуэй вслед за Дарвином называет
<принципом дифференцирования> подталкивает детей
развивать в себе разные склонности: один стерпится
проявлять себя как художник, другой берет призы по легкой
атлетике, третий, не заглядывая в инструкцию, ремонтирует
дома бытовую технику. Своими талантами и личными
особенностями, дети стараются привлечь в себе внимание
родителей, добиваются их признания и похвал.
Случается, однако, что поведение ребенка выходит за
рамки доставшейся ему <по старшинству < или
<младшинству> роли. Если, н, зависть к новорожденному
брату или сестре становится совсем уж непреодолимой,
старший , чтобы вернуть внимание родителей, может
вдруг потребовать дать ему молоко в бутылочке или - сколь
ни комичен этот <протест> - снова начинает <делать в
шатаны>. Пока не поймет, что в целом положение старшего
сулит куда больше преимущество. Ведь только эту нижу в
семье не завоевывает: она без боя достается тому, кто
появился на свет раньше. Какое-то время ему доставалось
внимание родителей. Чего никогда уже не получит ни один
из его сестер и братьев.
Повсеместно первенцы используют родительский
авторитет, на вполне законных основаниях командуя
своими сестрами и братьями, и <экспериментальным
путем> пытаются определить, как далеко им можно при
этом зайти. Делиться для них труднее, чем оделять. Они
весьма уверены в себе, настроены на успех, но стараются
избегать риска. С раннего возраста они привыкли к
ответственности и впоследствии всегда стремятся занять
руководящие посты. По данным Саллоуэя, первенцы
преобладают там, где речь идет о престиже, в частности
серди нобелевских лауреатов и политических лидеров:
лидер с детства остается им навсегда. Вот несколько
общеизвестных имен: президент США Клинтон,
британский премьер=министр Уинстон Черчиль, иракский
лидер Саддам Хусейн, президент России Борис Ельцин -
все они был старшими детьми в семье.


*У каждого ребенка своя роль и стратегия в семье*

*В многодетных семьях почти каждый год роль
мальчика для битья переходит к очередному
новорожденному - каждый жаждет поучаствовать
в его воспитании.*


*Семилетнюю девочку готовят к празднику:
накручивают ей локоны, как у взрослой. И все же,
когда ее двухлетняя сестра в очередной раз
привлекает к себе внимание, старшей хочется снова
стать маленькой. *

Впрочем, младшие дети отнюдь не всегда позволяют
собой командовать. Диктатура старших формирует в них
бунтарские качества, они придумывают всевозможные
стратегии сопротивления. Саллоуэй приходит к выводу, что
<внутри семьи процветает та же конкурентная борьба,
которая лежит в основе эволюции>. Младшие дети -
искатели, готовые к экспериментам: ведь для них это
единст способ захватить не занятое еще место. Подобная
необходимость находить и использовать разл возможности
предопределяет хорошее развитие воображения, творческий
потенциал и независимость. Из их рядов происходят
великие первооткрыватели и преобразователи, те, чьи идеи
столкнули науку с накатанной колеи. Нав, самый яркий
пример - Николай Коперник, которые изменил
представления человечества о мироздании. И, возможно,
именно подчиненное положение в семье нередко заставляет
младших детей стать на сторону эксплуатируемых,
отвергать существующие общественные отношения,
устраивать восстания и мятежи. Именно среди младших
детей мы находим знам. реформаторов и революционеров,
таких как Ганди, Мартин Лютер Кинг, Троцкий, Кастро,
Арафат и Хо Ши Мин.

*Борьба за благосословение - Легенды
соперничество между братьями с самых древних
времени играло огром роль в жизни чел общества.
Одна из наиболее архаичных ветхозаветных история
повествует о том, как Господь отверг жертву
земледельца Каина, приняв при этом подношение его
младшего брата пастуха Авеля. Уязвленный этим,
Каин убил своего брата, за что был проклят богом.
Однако в то же время господь оградил
перворожденного братоубийцу от земного наказания,
отметив его <каиновой печатью> и под страхом
<семикратного> отмщения воспретив кому бы то ни
было поднимать на Каина руку. Каин стал
родоначальником одного из племен. В последующих
библейских историях, оспаривая друг у друга право на
отеческое признание и благословение, братья
боролись одновременно и за благословение Божье,
передававшееся от праотца Авраама всем его
наследникам. Показательна история Исава и Иакова,
которые были разнояйцовыми близнецами: Исав
появился на свет первым, а следом, держась за его
пятку, вышел из материнского лона и Иаков. Как
перворожденный благословение должен был получить
Исав, но его сгубила привязанность к материальным
удовольствиям - он уступил свое первородство
Иакову за чечевичную похлебку. Позднее Иаков
обм
ВЗРОСЛЫМ О ДЕТЯХ
ГЛАВНАЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА
ФОРУМ
ЕСЛИ ЧТО, ПИШИТЕ...
 

клетки кормушки для кроликов
Используются технологии uCoz