КАК НАКАЗЫВАТЬ РЕБЕНКА
Как найти меру ограничения свободы ребенка? Большинство родителей обычно склоняется к одной из двух точек зрения. Первая - наказывать вообще не следует, это вредит творческому развитию ребенка, лишает его поведение естественности, и т.д. Вторая позиция, напротив, призывает к строгости и точному соблюдению требований взрослых, всегда знающих, как правильно себя вести.
Давайте вместе задумаемся : а в чем, собственно, состоит смысл наказания? Самое главное - это показать ребенку те опасности, физические и социальные, к которым ему нужно быть готовым. К сожалению, ребенка приходится наказывать, когда он игнорирует запреты взрослых или их требования. Наказание означает - это сигнал "Так нельзя!", который должен способствовать навыкам самосохранения и общения ребенка.
Прежде всего, если возможно, лучше наказаний избегать, воздействовать похвалой и поощрением. Ведь наказание отличается тем, что к нему легко привыкают, и тогда оно перестает действовать. Поэтому, чем оно сильнее, тем реже должно применяться.
Но если все же приходится наказывать, то нужно соблюдать некоторые правила.
1. Не стоит кому-либо из членов семьи становиться " экзекутором ", брать на себя роль наказывающего. Это может привести к конфликтам. Наказывать должен тот, кто явился свидетелем проступка, а приглашать, например, бабушке для этого маму или папу - психологически безграмотно.
2. Наказывать нужно только за то, что ребенок намеренно совершил сам. Если он по неловкости уронил чашку, наказывать не следует, а вот если бросил ее на пол, капризничая и заставляя родителей сделать что-то, - это уже проступок.
3. Наказание не может быть отсроченным и должно следовать сразу же за проступком, в интервале не более 15 минут. Если же вы обнаружили " грех " ребенка спустя значительное время, нужно лишь сказать, что вы думаете по поводу совершенного. Кроме того не следует допускать, чтобы день ребенка начинался или заканчивался наказанием: как бы ни вел себя он в течение дня, ко сну он должен отойти прощенным.
4. Многие родители начинают наказывать ребенка, как только он начинает говорить, то есть примерно с 2-х лет. Они аргументируют свои действия тем, что, он уже " все понимает ". Это не совсем верно. Только после 3-х лет ребенок приобретает способность чувствовать себя автором собственных действий, различать, что он сделал сам, а что просто нечаянно получилось. Но примерно с этого же возраста он начинает все чаще провоцировать взрослых, испытывать их терпение, проверяя, что можно, а что нельзя. Это связанно с особенностями развития самосознания ребенка, определения своего места в мире. Получая наказание, ребенок обязательно должен понимать, за что оно последовало.
Если говорить о том, как наказывать ребенка, то здесь все зависит от характера и темперамента малыша. Я считаю, что наиболее соответствующее дошкольному возрасту порицание - легкий родительский шлепок по " мягкому месту ". В этом возрасте дети ближе всего к природе, и любые связи легче всего прокладываются через эмоциональный, телесный контакт.
5. Словесное осуждение - это тоже форма наказания. При этом следует оценивать только действие. А не личность ребенка. Нельзя говорить: " Ну что же за растяпа! " или " Да ты просто обманщик! ", а так же предвосхищать поступки ( " Ты, конечно же, опять будешь отнимать у бабушки газету ") или возвращаться к тому, что уже отошло в прошлое ( "Опять повторяется старая история…").
6. Совершенно недопустимая форма наказания ребенка - отказ от общения, " молчанка ". Это самая болезненная и бесполезная форма разрешения конфликта ( и у взрослых, кстати, тоже ). В любом случае важно не нарушать взаимопонимания между взрослым и ребенком.
И, наконец, самое главное. Наказание должно служить тому, чтобы ребенок познал мир во всей его сложности. Будьте естественны. Не откладывайте наказания, если ребенок в течение всего дня выводит вас из терпения. Ведь его бессознательным побуждением часто является именно желание проверить вас, определить меру возможного и допустимого. Искусственно сдерживая себя, вы оказываете ребенку " медвежью услугу ", потому что даете понять, что иногда так вести себя можно, а иногда - нет. Поэтому в любом общении следите за тем, чтобы ребенок понял, что происходит.
А спустя некоторое время после того, как он был наказан, найдите способ дать ему почувствовать, что он по-прежнему любим и дорог для вас.
С.К.Нартова-Бочавер / "Наш малыш"
ВЗРОСЛЫМ О ДЕТЯХ
ГЛАВНАЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА
ФОРУМ
ЕСЛИ ЧТО, ПИШИТЕ...
 



Коляска - трость . готовые бани под ключ . Большие скидки на туры на новый год в Финляндию
Используются технологии uCoz